о цирке

Цирк на вернадского

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского — самый большой стационарный цирк в Европе. Вместимость зрительных лож - более 3300 мест, высота купола - 26 метров. Имеет пять быстросменяющихся манежей - конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. В закулисной части расположен отдельный репетиционный манеж. Расположен в Москве на пересечении проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта. Ближайшая станция метро - «Университет». Адрес цирка: проспект Вернадского д. 7. С 50-х годов XX века население Москвы заметно прибавилось, столица становилась центром международного и внутреннего туризма, и городу стали необходимы новые культурные объекты, в том числе, новый цирк. Одним из главных специалистов по строительству цирков в СССР был архитектор Степан Христофорович Сатунц, по проекту которого уже был возведен цирк на 2000 мест в Тбилиси (1940). В 1952 году вышла его диссертация «Архитектура советского цирка (Вопросы типологии)», где он подробно проанализировал опыт строительства отечественных и зарубежных цирков начиная с XIX века.

Представленный им в 1958 году проект Московского летнего цирка на 3000 зрителей остался нереализованным, однако спустя два года, в 1960-м году совместно с архитекторами Я. Б. Белопольским, Е. П. Вулыхом и Л. В. Мисожниковым С. Х. Сатунц представил проект стационарного цирка на 3000 зрительских мест, который получил одобрение.

В дальнейшем, Вулых и Белопольский становятся руководителями архитектурной группы, ответственной за проектирование здания нового цирка. Консультантами выступили руководители Московского цирка (ныне — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре) режиссёр Марк Местечкин, главный художник Леонид Александрович Окунь и другие. Здание цирка относят к стилю художественного функционализма. Служебные помещения цирка полностью скрыты в стилобатной части, а горожанам предстает остекленный по всей окружности шатер под складчатым куполом. Зрители попадают в зал с промежуточного и верхнего яруса вестибюля через входы, которые расположены намного выше манежа. Такое решение позволило организовать четыре отдельных выхода на манеж для артистов и животных. Конструкцию купола разрабатывали инженеры Г. Кривин и А. Левенштейн. Купол представляет собой 24 металлических складки с консолью, вес каждой — 30 тонн.

Между внешней оболочкой и подвесным потолком зала располагаются ярусы колосников с возможностью закреплять подвесное сценическое оборудование в любой точке купола. Проект цирка включал ряд технических новшеств, а именно: четыре киноустановки, ксеноновые прожекторы, динамики в спинках кресел, но главным оригинальным решением считается система сменных манежей. Идея конструкции сменных манежей принадлежит Георгию Семеновичу Хромову (заслуженный строитель России, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров).

Для строительства было выбрано место на пересечении проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта на Ленинских (Воробьёвых) горах на месте большого пустыря, рассеченного оврагом. Начавшееся в 1964 году строительство должно было быть окончено в 1967-м, но затянулось на долгие годы. В возведении здания цирка принимали участие целых десять строительных управлений. Виновными в затягивании сроков строительства признавали завод «Знамя труда», не поставивший в срок панели кровли купола. Достроить и открыть цирк было решено к очередной партийной дате. Первые представления для строителей прошли в начале апреля 1971 года, а официальное открытие состоялось 30 апреля 1971-го. Первым директором стал балетный либреттист, драматург, бывший директор Кремлёвского Дворца съездов Петр Федорович Аболимов. В 1978—1983 годах директором и художественным руководителем цирка был Герой Социалистического Труда, народный артист СССР Евгений Тимофеевич Милаев.

На время капитального ремонта цирка на Цветном бульваре (1985—1989) Большой цирк был единственным стационарным цирком в Москве. В настоящее время Большой Московский Государственный цирк — самостоятельное культурно-развлекательное учреждение со своими режиссёрами, балетмейстерами, музыкантами, артистами, художниками, мастерами. Артисты цирка выступают практически во всех известных цирковых жанрах. За время своего существования цирк представил более ста программ, гастролировал более чем в 20 странах мира. Имеет манеж-каток и манеж-бассейн. С 20 ноября 2012 года цирк возглавляет Эдгард Вальтерович Запашный, народный артист России. Художественный руководитель цирка — народный артист России, — Аскольд Вальтерович Запашный. Заместитель директора — Татьяна Васильевна Запашная.

За последние годы зрительный зал и оборудование цирка были модернизированы: установлены кольцевые светодиодные экраны под куполом и вокруг манежа, построен центр обработки данных, установлена цифровая микшерная консоль DiGiCo SD5. C 2013 года в Большом Московском цирке ежегодно проводится Всемирный фестиваль циркового искусства «ИДОЛ».